ОБРАЗОВАНИЕ 4.0. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
«ПЕДАГОГ»
ПРОЕКТ
УВАЖАЕМЫЙ ПЕДАГОГ!
Ваша работа очень важна для всего общества, она обеспечивает развитие и процветание страны.
В этом непрерывно меняющемся и непредсказуемом мире от Вас ждут многого: глобальной образованности, профессии, ответственности, компетентности, а главное, любви к детям.
Чтобы отвечать этим ожиданиям, нужно много работать над собой, постоянно развиваться на каждом этапе своего пути, с самого начала.
Именно поэтому мы разработали новый профессиональный стандарт «Педагог», в который вложили современные представления о том, каким должен быть педагог- от начала своей деятельности до самого ее пика.
Этот стандарт должен стать навигатором профессионального развития казахстанских педагогов, ведь он по- казывает, каким должен быть педагог, что он должен знать и уметь и что он должен делать на своем рабочем месте.
Мы надеемся, что в профессиональном стандарте представлены все основные направления, ресурсы и страте- гии обучения педагога, его постоянного самостоятельного развития и развития в кругу коллег, работы с обуча- ющимися. Поскольку стандарт – очень важный документ, нам важно, чтобы все те, кто имеет отношение к пе- дагогическому образованию и профессиональному развитию педагога, имели единое понимание в этих ключевых вопросах. Поэтому цель профессионального стандарта – объединить школы, педагогические вузы, организации повышения квалификации, управления образования для повышения профессионализма педагогов и их качества.
Конечно, профессиональный стандарт позволит нам также объективно оценивать труд педагога во время ат- тестации, сдачи квалификационного теста. Благодаря новому стандарту повысится доверие общества, роди- телей к педагогу, ведь теперь они смогут четко понимать нормы, критерии качества педагогического труда.
Прошу вас, дорогие коллеги, прочесть этот документ и поделиться с нами вашими мыслями и предложениями. Давайте вместе создадим профессиональный стандарт «Педагог»!
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие положения
Профессиональный стандарт педагога (далее – Профессиональный стандарт):
- описывает содержание педагогической готовности и деятельности педагога;
- является основой для разработки образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, переподготовки специалистов из других сфер деятельности;
- описывает компетенции профессионального восхождения от подготовки и вхождения в профессию до педагогического мастерства;
- формирует основание для соотнесения трудовой деятельности конкретного педагога и профессионально признанного эталона практики;
- предоставляет педагогу возможности для профессионального развития собственной карьеры;
- является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития педагога;
- предоставляет педагогу возможность развивать лидерские качества в преподавании, обучении и воспитании, активно реагируя на изменения и инновационные процессы;
- способствует укреплению общественного доверия и уважения к педагогу, повышению благополучия обучающихся и воспитанников, улучшению преподавания и развития в организациях образования.
Область применения Профессионального стандарта:
- обеспечение единого понимания профессиональных компетенций педагога и информирование заинтересованных сторон общества;
- определение целей и содержания программ профессионального обучения и готовности к педагогической деятельности;
- описание профессиональных компетенций педагога в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
- развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагога;
- установление и оценка уровней квалификационных требований и трудовых функций педагога;
- управление изменениями и адаптация содержания собственной педагогической деятельности.
В настоящем Профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
- трудовая функция (профессиональная деятельность) – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
- практика преподавания/воспитания и обучения – деятельность педагога по реализации целей обучения и воспитания, направленная на организацию образовательного процесса обучающихся/воспитанников, планомерную систематическую помощь в овладении содержанием образования и формирования необходимых качеств личности. (Социально-педагогический словарь. 2016 г., Бурмистрова М. Н. и др.);
- Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для того, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним;
- Профессиональная компетентность – это система знаний, интеллектуальных и предметно-практических умений, навыков, привычек, обеспечивающих понимание и выполнение профессиональной деятельности.
ГЛАВА 2. Ценность профессии
РАМКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Компетенции | Критерии | Индикаторы |
1. Профессиональные ценности Демонстрируя честность, справедливость, уважительное и ответственное отношение, выполняет свою профессиональную деятельность. | 1.1 Приверженность к профессии педагога |
|
1.2 Проявление гражданственности |
| |
1.3 Соблюдение профессиональной этики |
|
1.4 Проявление ответственности |
| |
1.5 Проявление проактивности |
| |
2. Профессиональные знания Понимает педагогические подходы качественного обучения на основе знаний культурных ценностей, политики и теории обучения. | 2.1. Знание обучающихся/ воспитанников и того, как они учатся и развиваются |
|
2.2 Знание предмета/ деятельности и того, как его/её преподавать/организовывать и как оценивать обучающихся |
|
3. Практика преподавания/ воспитания и обучения Организует безопасную, благоприятную среду для всех обучающихся/воспитанников и результативный процесс по достижению целей обучения и воспитания, применяя технологии и ресурсы, в сотрудничестве с сообществом. | 3.1 Создание безопасной и благоприятной обучающей и развивающей среды |
|
|
3.2 Планирование процесса обучения и воспитания |
| |
3.3 Реализация процесса обучения и воспитания |
| |
3.4 Сотрудничество в процессе обучения и воспитания |
|
4. Профессиональный рост (развитие) Управляет собственным профессиональным ростом, развивая компетенции, позволяющие эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Поддерживает коллег в профессиональном развитии. | 4.1 Рефлексия собственной практики и практики коллег |
|
4.2 Управление качеством саморазвития и стремление быть лидером |
|
КРИТЕРИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
по квалификационным категориям, структурированные по принципу наращивания*1
Критерии компетентности | Педагог/ педагог-стажер | Педагог- модератор | Педаог- эксперт | Педагог- исследователь | Педагог-мастер |
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ | |||||
| |||||
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ | |||||
2.1 ЗНАНИЕ обучающихся/воспи- таников и того, как они учатся/развива- ются | Демонстрирует знания актуальных психолого-педа- гогических теорий для развития обу- чающихся/воспи- танников, учитывая особенности и по- требности | Демонстрирует знания стратегий отслеживания про- гресса обучающих- ся/воспитанников, учитывая особен- ности и потребно- сти | Понимает, как опре- делить индивидуаль- ный образовательный маршрут обучающих- ся/воспитанников на основе результатов диагностики особен- ностей и потребно- стей | Понимает, как проек- тировать индивиду- альную траекторию развития обучающих- ся/воспитанников, учи- тывая особенности и потребности | Понимает, как разра- батывать программы и методику обучения и воспитания, учи- тывая особенности и потребности обуча- ющихся/воспитанни- ков |
2.2 ЗНАНИЕ предмета/деятельно- сти и того, как препо- давать/ организовы- вать деятельность | Демонстрирует зна- ния теоретических и методических основ образова- тельной программы во взаимосвязи с закономерностями познавательного процесса | Демонстрирует знания теорети- ко-прикладных ос- нов и методик пре- подавания пред- мета/дисциплины/ деятельности, учи- тывая общие труд- ности обучения/ воспитания | Демонстрирует зна- ния концептуальных основ образователь- ной программы, тех- нологий и стратегий преподавания/ орга- низации деятельно- сти, учитывая трудно- сти усвоения | Понимает, как проек- тировать процесс об- учения/воспитания во взаимосвязи с законо- мерностями развития мышления обучающих- ся/воспитанников | Понимает, как раз- рабатывать мето- дику преподавания предмета/дисципли- ны/деятельности, способствующую успешному усвоению обучающимися/вос- питанниками |
3. ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ | |||||
УМЕНИЕ: 3.1 Создавать безо- пасную и благопри- ятную обучающую/ образовательную/ развивающую среду | Соблюдает нормы безопасной учеб- ной/ развивающей среды и эмоцио- нально-психологи- ческого климата во время учебного/ образовательного процесса | Поддерживает здо- ровьесберегающую учебную/развива- ющую среду и эмо- ционально-психо- логический климат во время учебного/ образовательного процесса | Обеспечивает соци- ально-психологиче- скую безопасность и создаёт благо- приятную учебную/ развивающую среду, поддерживающую каждого обучающего- ся/воспитанника | Управляет безопасной учебной/развивающей средой и создаёт бла- гоприятные инклюзив- ные условия для раз- вития каждого обучаю- щегося/воспитанника | Транслирует эффек- тивный опыт по соз- данию безопасной, благоприятной и мотивирующей учеб- ной/развивающей среды |
3.2 Планировать процесс обучения/ воспитания | Планирует (в пер- вый год под руко- водством наставни- ка) урок/занятие/ деятельность в со- ответствии с целями обучения и на осно- ве закономерностей познавательного процесса | Планирует урок/ занятие/деятель- ность с учётом особенностей и по- требностей обуча- ющихся/воспитан- ников, определяя соответствующие методики препода- вания/воспитания и обучения и ин- струменты оцени- вания | Планирует процесс обучения/воспитания на основе межпред- метных/междисци- плинарных связей, анализируя техноло- гии и стратегии оце- нивания, учитывая способности обучаю- щихся/воспитанников | Планирует интегри- рованный процесс обучения/воспитания, оценивая технологии и стратегии оценивания для развития каждого обучающегося /воспи- танника | Планирует содер- жание процесса об- учения/воспитания с использованием результатов исследо- вания практики |
3.3 Реализовывать процесс обучения/ воспитания | Проводит урок/за- нятие/деятельность в контексте законо- мерностей познава- тельного/образова- тельного процесса и достигает ожидае- мых результатов | Проводит урок/ занятие/деятель- ность, учитывая особенности и потребности обуча- ющихся/воспитан- ников, применяя соответствующие методики и инстру- менты оценивания учебных/творче- ских достижений, достигает ожидае- мых результатов | Применяет межпред- метные связи на уроке/ занятии/в де- ятельности, техноло- гии и стратегии оце- нивания, учитывая способности обучаю- щихся/воспитанников | Реализует процесс ин- тегрированного обуче- ния/ воспитания, при- меняя разработанные технологии и стратегии оценивания | Реализует интегри- рованный процесс обучения/ воспита- ния, основанный на результатах исследо- ваний практики |
3.4 Сотрудничать в процессе обучения/ воспитания | Информирует ро- дителей/ законных представителей о результатах обуче- ния/ воспитания, обсуждает с колле- гами успеваемость/ развитие обучаю- щихся | Обсуждает с об- учающимися/ воспитанниками и родителями/ законными пред- ставителями ре- зультаты обучения/ воспитания и пути улучшений | Оценивает и отслежи- вает прогресс и раз- витие способностей, обучающихся/воспи- танников | Разрабатывает для педагогического сооб- щества рекомендации по использованию ре- зультатов мониторинга развития обучающих- ся/воспитанников | Транслирует опыт эф- фективного сотрудни- чества по развитию обучающихся/воспи- танников в педагоги- ческом сообществе |
4. НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |||||
4.1 Рефлексия соб- ственной практики и практики коллег | Изучает лучшие пе- дагогические прак- тики в контексте за- кономерностей по- знавательного про- цесса обучающихся/ воспитанников | Анализирует акту- альные результаты психолого-педаго- гических практик, учитывающих потребности и осо- бенности обучаю- щихся/воспитанни- ков | Оценивает результа- ты актуальных иссле- дований по развитию способностей обуча- ющихся/воспитанни- ков | Разрабатывает мето- дику индивидуального обучения/воспитания на основе актуальных исследований | Проектирует единую стратегию индиви- дуального обучения/ воспитания обучаю- щихся/воспитанни- ков |
4.2 Управление каче- ством саморазвития и стремление быть лидером | Определяет соб- ственные потреб- ности в улучшении практики препода- вания/воспитания и обучения, взаимо- действует с колле- гами | Анализирует раз- витие собственной практики препода- вания/воспитания и обучения и прак- тики коллег | Оценивает причин- но-следственные связи в собственной практике и практике коллег | Исследует урок/заня- тие/деятельность во взаимодействии с кол- легами и транслирует результаты исследо- вания для улучшения практики обучения/ воспитания в организа- ции образования | Координирует иссле- дования в органи- зации образования, транслирует резуль- таты в педагогиче- ском сообществе |
* подходит для всех уровней образования, кроме высшего и послевузовского образования
ГЛАВА 3. Паспорт профессионального стандарта
ГЛАВА 4. Карточки профессий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Воспитатель в дошкольном образовании» | ||
Наименование профессии в соответствии с Классификатором занятий | Воспитатель в дошкольном образовании | |
Код согласно Классификатору занятий | 2362 | |
Уровень квалификации по национальной рамке квалификаций | 5-6 | |
Уровень квалификации по отраслевой рамке квалификаций | 5 | |
Основная цель деятельности | Организация пребывания детей в дошкольной организации, проектирование и проведение игр и занятий с детьми, контроль их безопасности и состояния здоровья | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса |
2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | ||
3. Владение методикой раннего развития детей и ее применение на практике | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке и реализации образовательных программ |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление воспитательно- образовательного процесса | Задача 1: планирование воспитательно- образовательного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
содержания | ||
Задача 2: организация воспитательно- образовательного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
психологии |
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Задача 1: проведение мониторинга уровня развития воспитанников | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 3. Осуществление методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация образовательных программ и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ |
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | УМЕНИЯ И НАВЫКИ 1. Обобщать опыт | ||
ЗНАНИЯ
| |||
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие. | ||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 236 | Учителя начальной школы и воспитатели в дошкольном образовании | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: специалист среднего звена, бакалавриат | ||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Воспитатель в дошкольном образовании» | |||
Наименование профессии в соответствии с Классификатором занятий | Воспитатель в дошкольном образовании | ||
Код согласно Классификатору занятий | 2362 | ||
Уровень квалификации по национальной рамке квалификаций | 5-6 | ||
Уровень квалификации по отраслевой рамке квалификаций | 6 |
Основная цель деятельности | Организация пребывания детей в дошкольной организации, проектирование и проведение игр и занятий с детьми, контроль их безопасности и состояния здоровья, осуществление наставничества и определение приоритетов профессионального развития, разработка развивающих программ | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление воспитательно-образовательного процесса |
2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | ||
3. Владение методикой раннего развития детей и применение на практике | ||
4. Трансляция и распространение опыта через исследование собственной практики | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Разработка авторских образовательных программ, УМК | |
2. Участие в разработке нормативных документов | ||
Профессиональная деятельность 1. Осуществление воспитательно- образовательного процесса | Задача 1: планирование воспитательно- образовательного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация воспитательно- образовательного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга уровня развития воспитанников | Задача 1: проведение мониторинга уровня развития воспитанников | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 3.Осуществление научно-методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация образовательных программ и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
|
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ | ||
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие. |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 236 | Учителя начальной школы и воспитатели в дошкольном образовании | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: специалист среднего звена, бакалавриат, магистратура, докторантура |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Методист по дошкольному воспитанию» | ||
Наименование профессии в соответствии с Классификатором занятий | Методист по дошкольному воспитанию | |
Код согласно Классификатору занятий | 2371 | |
Уровень квалификации по национальной рамке квалификаций | 6-7 | |
Уровень квалификации по отраслевой рамке квалификаций | 5 | |
Основная цель деятельности | Организация, планирование и координация образовательной деятельности | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Организация и планирование методической работы |
2. Координация образовательной деятельности | ||
3. Осуществление методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке и реализации образовательных программ |
Профессиональная деятельность 1. Организация и планирование методической работы | Задача 1: планирование методической работы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация методической работы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Профессиональная деятельность 2. Координация образовательной деятельности | Задача 1: координация работы педагогов дошкольной организации | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 3. Осуществление методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация образовательных программ и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ |
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие. | ||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 236 | Учителя начальной школы и воспитатели в дошкольном образовании | |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | |||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: специалист среднего звена, бакалавриат | ||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Педагог. Методист по дошкольному воспитанию» | |||
Наименование профессии в соответствии с Классификатором занятий | Методист по дошкольному воспитанию | ||
Код согласно Классификатору занятий | 2371 | ||
Уровень квалификации по национальной рамке квалификаций | 6-7 | ||
Уровень квалификации по отраслевой рамке квалификаций | 6 | ||
Основная цель деятельности | Организация, планирование и координация воспитательно-образовательного процесса, осуществление наставничества и определение приоритетов профессионального развития, разработка развивающих программ |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Организация и планирование методической работы |
2. Координация образовательной деятельности | ||
3. Владение общей и частной методикой воспитания и обучения | ||
4. Осуществление научно-методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Разработка авторских образовательных программ, УМК | |
2. Участие в разработке нормативных документов | ||
Профессиональная деятельность 1. Организация и планирование методической работы | Задача 1: планирование методической работы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация методической работы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 2. Координация образовательной деятельности | Задача 1: координация работы педагогов дошкольной организации | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
3 Координировать взаимодействие воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов организации |
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 3. Осуществление методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация образовательных программ и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ | ||
Задача 3: осуществление наставничества | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Требования к личностным компетенциям | Порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие. |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 236 | Учителя начальной школы и воспитатели в дошкольном образовании | |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: специалист среднего звена, бакалавриат, магистратура, докторантура |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Учитель школы» | ||
Код: | 235 236 | |
Код группы: | 2350 2361 | |
Профессия: | Учитель организации образования | |
Другие возможные наименования профессии: | Педагог | |
Квалификационный уровень по ОРК: | 5-7.1 | |
Основная цель деятельности | Формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса |
2. Оценивание учебных достижений обучающихся | ||
3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | ||
4. Осуществление учебно-методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
особенностей обучающихся
|
ЗНАНИЯ
6. Принципов и методов формирования коммуникативных, информационных, правовых, компетенций обучающихся | ||
УМЕНИЯ И НАВЫКИ | ||
1. Применять систему критериального оценивания обучающихся | ||
2. Осуществлять мониторинг прогресса обучающихся, постановку целей и | ||
планирование последующих уроков | ||
Задача 1: | 3. Разрабатывать инструменты оценивания | |
Профессиональная деятельность 2. Оценивание учебных достижений обучающихся | Контроль за прогрессом и уровнем усвоения обучающимися содержания |
основе результатов диагностики особенностей и потребностей
|
образования | ||
ЗНАНИЯ | ||
1. Стратегий отслеживания прогресса учащихся, учитывая особенности и | ||
потребности |
Профессиональная деятельность 3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | Задача 1: Поддержание высоких стандартов этики и поведения в школе и за ее пределами | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: Расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 4. Осуществление учебно- методической деятельности | Задача 1: подготовка и разработка учебно-методических материалов | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: Осуществление профессионального развития | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 3: Рефлексия собственной практики и практики коллег | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 4: Исследование образовательного процесса |
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, авторитетность, эмоциональная уравновешенность | |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | ||
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | |||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: бакалавриат, специалитет, ординатура, магистратура, | |||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Учитель школы» | ||||
Код: | 235 236 | |||
Код группы: | 2350 2361 | |||
Профессия: | Учитель организации образования | |||
Другие возможные наименования профессии: | Педагог | |||
Квалификационный уровень по ОРК: | 5-7.2 | |||
Основная цель деятельности | Формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. | |||
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса | ||
2. Оценивание учебных достижений обучающихся | ||||
3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | ||||
4. Осуществление учебно-методической деятельности | ||||
Дополнительная профессиональная деятельность | ||||
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
особенностей обучающихся
|
ЗНАНИЯ
6. Принципов и методов формирования коммуникативных, информационных, правовых, компетенций обучающихся | ||
Профессиональная деятельность 2. Оценивание учебных достижений обучающихся | Задача 1: Контроль за прогрессом и уровнем усвоения обучающимися содержания образования | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ 1. Стратегий отслеживания прогресса учащихся, учитывая особенности и потребности | ||
Профессиональная деятельность 3. Поддержание общественного доверия к профессии и приобщение обучающихся к системе ценностей | Задача 1: Поддержание высоких стандартов этики и поведения в школе и за ее пределами | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
образовательным процессом |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: Расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности посредством принятия единых ценностей | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Профессиональная деятельность 4. Осуществление учебно- методической деятельности | Задача 1: подготовка и разработка учебно-методических материалов | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: Осуществление профессионального развития | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Задача 3: Рефлексия собственной практики и практики коллег | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 4: Исследование образовательного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, авторитетность, эмоциональная уравновешенность | ||
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | ||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: бакалавриат, специалитет, ординатура, магистратура, |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Преподаватель организации технического и профессионального, послесреднего образования» | ||
Код: | 233 | |
Код группы: | 2331-001 | |
Профессия: | Преподаватель в области образования, колледж | |
Другие возможные наименования профессии: | Педагог | |
Квалификационный уровень по ОРК: | 6.1 | |
Основная цель деятельности | Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области преподаваемой дисциплины и выбранной специальности | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса |
2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | ||
3. Осуществление учебно-методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке и реализации воспитательных планов и программ | |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | Задача 1: проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
обучающихся |
Профессиональная деятельность 3. Осуществление учебно- методической деятельности | Задача 1: подготовка и разработка учебно-методических материалов | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, авторитетность, эмоциональная уравновешенность. |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2373 | Преподаватели дополнительного (неформального) образования | |
2347 | Преподаватели в области специального образования | ||
2375 | Специалисты-профессионалы краткосрочной подготовки (тренинги), переподготовки и повышения квалификации | ||
235 | Учителя общеобразовательных школ | ||
231 | Профессорско-преподавательский состав университета и других организаций высшего образования | ||
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | ||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: бакалавриат, специалитет, ординатура, магистратура, докторантура | ||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Преподаватель организации технического и профессионального, послесреднего образования» | |||
Код: | 233 | ||
Код группы: | 2331-001 | ||
Профессия: | Преподаватель в области образования, колледж | ||
Другие возможные наименования профессии: | Педагог | ||
Квалификационный уровень по ОРК: | 6.2 |
Основная цель деятельности | Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области преподаваемой дисциплины и выбранной специальности, осуществление наставничества и определение приоритетов профессионального развития, проведение исследований и развитие исследовательских навыков обучающихся, разработка учебников и учебных пособий | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебного процесса |
2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | ||
3. Осуществление научно-методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в разработке и реализации воспитательных планов и программ | |
2. Проведение краткосрочной подготовки (тренинги), переподготовки и повышения квалификации | ||
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебного процесса | Задача 1: планирование учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
|
Задача 2: организация учебного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | Задача 1: проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
|
ЗНАНИЯ
обучающихся | ||
Профессиональная деятельность 3. Осуществление научно- методической деятельности | Задача 1: разработка и апробация учебников, учебных и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 3: обобщение лучших педагогических практик | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| |||
Задача 4: осуществление наставничества и планирование развития сети профессионального сообщества | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| ||
ЗНАНИЯ
| |||
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, авторитетность, эмоциональная уравновешенность, лидерские качества, способность генерировать и продвигать инициативы. | ||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2373 | Преподаватели дополнительного (неформального) образования | |
2347 | Преподаватели в области специального образования | ||
2375 | Специалисты-профессионалы краткосрочной подготовки (тренинги), переподготовки и повышения квалификации | ||
235 | Учителя общеобразовательных школ | ||
231 | Профессорско-преподавательский состав университета и других организаций высшего образования | ||
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | - | ||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: бакалавриат, специалитет, ординатура, магистратура, докторантура |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5 к профессиональному стандарту «Педагог» | ||
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Мастер производственного обучения» | ||
Код: | 233 | |
Код группы: | ||
Профессия: | Мастер производственного обучения | |
Другие возможные наименования профессии: | Мастер производственного обучения, техник (всех наименований) | |
Квалификационный уровень по ОРК: | 5 | |
Основная цель деятельности | Организация деятельности обучающихся по освоению профессиональных и личностных компетенций в рамках специальности, обеспечение достижения результатов обучения; методическое и техническое обеспечение учебно-производственного процесса | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебно-производственного процесса |
2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | ||
3. Осуществление учебно-методической деятельности | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в профориентационной работе и карьерном консультировании | |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебно-производственного процесса | Задача 1: планирование учебно- производственного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация учебно- производственного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | Задача 1: проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
обучающихся | ||
Профессиональная деятельность 3. Осуществление учебно- методической деятельности | Задача 1: стажировка на производстве, повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: разработка учебно-методических материалов по производственному обучению | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность, исполнительность, ответственность, лидерские качества. | |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2331-001 | Преподаватели в области образования, колледж Мастер производственного обучения – 6 уровень |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее образование, бакалавриат | Специальность: | Квалификация: |
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Мастер производственного обучения» | |||
Код: | 233 | ||
Код группы: | |||
Профессия: | Мастер производственного обучения | ||
Другие возможные наименования профессии: | Мастер производственного обучения, техник (всех наименований) | ||
Квалификационный уровень по ОРК: | 6 | ||
Основная цель деятельности | Организация деятельности обучающихся по освоению профессиональных и личностных компетенций в рамках специальности, обеспечение достижения результатов обучения; методическое и техническое обеспечение учебно-производственного процесса, осуществление наставничества и определение приоритетов профессионального развития, разработка учебников и учебных пособий | ||
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Осуществление учебно-производственного процесса | |
2. Проведение мониторинга и оценки образовательных достижений обучающихся, в том числе через цифровые ресурсы | |||
3. Осуществление научно-методической деятельности | |||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Участие в профориентационной работе | ||
2. Проведение краткосрочной подготовки (тренинги), переподготовки и повышения квалификации |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление учебно- производственного процесса | Задача 1: планирование учебно- производственного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: организация учебно- производственного процесса | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
|
Профессиональная деятельность 2. Проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | Задача 1: проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 3. Оосуществление научно- методической деятельности | Задача 1: стажировка на производстве, повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2: разработка и апробация учебников, учебных и методических пособий по производственному обучению | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| |||
Задача 3: осуществление наставничества и планирование развития сети профессионального сообщества | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| ||
ЗНАНИЯ
| |||
Требования к личностным компетенциям | Коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, авторитетность, эмоциональная уравновешенность, ответственность, исполнительность, лидерские качества, способность генерировать и продвигать инициативы | ||
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 2331-001 | Преподаватели в области образования, колледж Мастер производственного обучения – 5 уровень | |
Связь с ЕТКС или КС или другими справочниками профессий | |||
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: техническое и профессиональное, послесреднее, бакалавриат, магистратура | Квалификация: |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Преподаватель дополнительного образования» | |
Код | 2373 |
Другие возможные наименования профессии | Педагог дополнительного образования (педагог секций и кружков при организациях образования) |
Квалификационный уровень по ОРК | 6 |
Основная цель вида профессиональной деятельности | Организация деятельности обучающегося по усвоению знаний, формированию умений и компетенций на основе развития общечеловеческих ценностей; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения образовательных программ |
Требования к образованию | Высшее и (или) послевузовское педагогическое образование или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или техническое и профессиональное образование педагогического профиля или по соответствующему профилю или документ, подтверждающий педагогическую переподготовку, без предъявления требований к стажу работы; и (или) при наличии среднего или высшего уровня квалификации стаж работы по специальности: для педагога-модератора – не менее 2 лет, для педагога-эксперта – не менее 3 лет, педагога- исследователя – не менее 4 лет; и (или) при наличии высшего уровня квалификации стаж работы по специальности для педагога-мастера – не менее 5 лет |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Республики Казахстан | |
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий, туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися – прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности, обучения по данному вопросу | |
Основная профессиональная деятельность |
| |
Профессиональная деятельность 1. Осуществление образовательного процесса | Задача 1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение образовательной программы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности
|
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 2. Обеспечение взаимодействия с родителями/ законными представителями обучающихся | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Знания |
1. Особенности
2. Приемы привлечения родителей/законных представителей к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с обучающимися деятельности | ||
УМЕНИЯ И НАВЫКИ | ||
1. Определять формы, методы и средства оценивания процесса и | ||
результатов деятельности обучающихся при освоении образовательных | ||
программ определенной направленности | ||
2. Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к | ||
освоению выбранного вида творчества или другого вида деятельности | ||
Задача 3. | 3. Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения | |
Проведение | объективного оценивания результатов деятельности при освоении | |
мониторинга | образовательных программ определенной направленности | |
уровня освоения | 4. Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и | |
образовательных | результаты освоения образовательных программ, в том числе в рамках | |
программ | установленных форм аттестации (при их наличии) | |
5. Анализировать и интерпретировать результаты педагогического | ||
наблюдения, мониторинга и диагностики с учетом задач, особенностей | ||
образовательной программы и особенностей обучающихся | ||
6. Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану | ||
жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления | ||
результатов оценивания |
ЗНАНИЯ
| ||
Задача 4. Разработка программно- методического обеспечения для реализации образовательной программы | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
законных представителей, возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы
ЗНАНИЯ |
| ||
Профессиональная деятельность 2. Повышение квалификации, профессионального мастерства | Задача 1. Повышение профессионального мастерства | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
Компетенции педагога дополнительного образования | Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики. Предметная компетенция в сфере обучения/воспитания: знание содержания деятельности объединения по интересам, особенностей и методики проведения занятий. Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность. Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности. Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере IT. Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая педагога как экспериментатора. Креативная компетенция, т. е. умение педагога выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень. | |
Взаимодействие с другими профессиями | 23, в т. ч. 2374 2371 235 236 | специалисты-профессионалы в области образования преподаватели в области специального образования специалисты-профессионалы по методике обучения учителя средней школы учителя в начальной школе и воспитатели в дошкольном образовании |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.7
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Методист организации дополнительного образования для детей» | ||
Код | 2373 | |
Другие возможные наименования профессии | Методист организации дополнительного образования для детей | |
Квалификационный уровень по ОРК | 6 | |
Основная цель вида профессиональной деятельности | Повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся | |
Требования к квалиифкации | Высшее и (или) послевузовское педагогическое образование, стаж педагогической работы в системе образования или по соответствующему профилю не менее 2 лет; и (или) при наличии высшего уровня квалификации стаж работы по специальности: для педагога-модератора – не менее 3 лет, для педагога-эксперта – не менее 5 лет, педагога-исследователя – не менее 7 лет, для педагога-мастера – 8 лет. | |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Республики Казахстан | |
Другие характеристики | Выполняет правила по безопасности и охране труда, пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса. |
Основная профессиональная деятельность |
| |
Профессиональная деятельность 1. Обеспечение организационно- методического сопровождения, анализа и оценки результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. | Задача1. Организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
|
Задача 2. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
| ||
Компетенции методиста дополнительного образования |
| |
Взаимодействие с другими профессиями | 23, в т. ч. 2374 2371 235 236 | специалисты-профессионалы в области образования преподаватели в области специального образования специалисты-профессионалы по методике обучения учителя средней школы методисты в дошкольном образовании |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.8
к профессиональному стандарту «Педагог»
КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ: «Специальный педагог (олигофренопедагог, учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, педагог по раннему развитию, сурдопедагог, тифлопедагог)» | ||
Наименование профессии в соответствии с Классификатором занятий | Специальный педагог (олигофренопедагог, учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог) | |
Код согласно Классификатору занятий | 2374-9-007 | |
Уровень квалификации по национальной рамке квалификаций | 6-7 | |
Уровень квалификации по отраслевой рамке квалификаций | 5-7 | |
Основная цель деятельности | Обучение и воспитание, коррекция и развитие, социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. | |
Профессиональная деятельность | Основная профессиональная деятельность | 1. Проводит специальное педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями и осуществляет оценку особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями и их семей. |
2. Разрабатывает и реализует индивидуальные учебные, индивидуально- развивающие, коррекционно-развивающие программы и проводит индивидуальные, подгрупповые/ групповые занятия. |
3. Консультирует специалистов, родителей лиц (детей) и иных законных представителей по применению специальных методов и приемов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. | ||
4. Осуществляет методическую деятельность. | ||
Дополнительная профессиональная деятельность | 1. Рефлексирует собственную практику и практику коллег: способность размышлять над собственной системой ценностей и практикой, изучать лучшие психолого- педагогических практики, современные психолого-педагогические технологии. 2.Управляет качеством саморазвития: стремление совершенствовать профессиональные компетенции, выстраивать процесс педагогического самообразования, а также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня- стратегического, тактического, оперативного | |
Профессиональная деятельность 1. Проводит специальное педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями и осуществляет оценку особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями и их семей. | Задача 1: оценка особых образовательных потребностей и диагностика психофизического развития | Умения и навыки
|
ЗНАНИЯ
«О статусе педагога», «О правах ребенка», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов», «О специальных социальных услугах», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; государственный общеобязательный стандарт образования, государственные стандарты специальных социальных услуг для детей с особыми образовательными потребностями;
| ||
Задача 2: организация командной оценки | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
«О статусе педагога», «О правах ребенка», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов», «О специальных социальных услугах», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; государственный общеобязательный стандарт образования, государственные стандарты специальных социальных услуг для детей с особыми образовательными потребностями;
6. Правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты, санитарные правила, нормы оснащения оборудованием и мебелью специальных организаций образования, а также организаций дошкольного, среднего образования. | ||
Профессиональная деятельность | Задача 1: | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
Профессиональная деятельность 2. Разрабатывает и реализует индивидуальные учебные, индивидуально-развивающие, коррекционно-развивающие программы и проводит индивидуальные, подгрупповые/ групповые занятия. | Задача 1: Разработка и реализация индивидуальных учебных, индивидуально- развивающих, коррекционно- развивающих программ |
|
ЗНАНИЯ
«О статусе педагога», «О правах ребенка», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов», «О специальных социальных услугах», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; государственный общеобязательный стандарт образования, государственные стандарты специальных социальных услуг для детей с особыми образовательными потребностями;
– развивающего обучения; |
| ||
Задача 2: Проводит индивидуальные, подгрупповые/ групповые занятия/ уроки. | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
«О статусе педагога», «О правах ребенка», «О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов», «О специальных социальных услугах», «О противодействии коррупции», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; государственный общеобязательный стандарт образования, государственные стандарты специальных социальных услуг для детей с особыми образовательными потребностями;
|
Профессиональная деятельность 3. Консультирует специалистов, родителей лиц (детей) и иных законных представителей по применению специальных методов и приемов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. | Задача 1: Консультация специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
ЗНАНИЯ
| ||
Профессиональная деятельность 4. Осуществление методической деятельности | Задача 1: Разработка и апробация коррекционно- развивающих программ и методических пособий | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
|
| ||
ЗНАНИЯ
4. Требования, предъявляемых к авторам программ и учебных пособий. | ||
Задача 2: Повышение квалификации и/или переподготовка | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ Нормативные правовые акты: Законы Республики Казахстан: «Об образовании», «О статусе педагога», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; квалификационные требования к профессии и специальности, НОТ. |
Задача 3: Осуществление наставничества | УМЕНИЯ И НАВЫКИ
| |
ЗНАНИЯ
«О статусе педагога», «О языках в Республике Казахстан» и иные нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; квалификационные требования к профессии и специальности, НОТ.
| ||
Требования к личностным компетенциям | Гуманистическая направленность личности, коммуникабельность, стрессоустойчивость, готовность к саморазвитию, критическое мышление, авторитетность, профессиональная зоркость, наблюдательность, педагогическая интуиция, оптимистическое прогнозирование, эмоциональная устойчивость. | |
Связь с другими профессиями в рамках ОРК | 236 | Специалисты в области общего и специального образования, медицинские работники, педагоги-психологи |
Связь с системой образования и квалификации | Уровень образования: бакалавриат, магистратура, докторантура |
Технические данные профессионального стандарта
Разработано:
Номер версии и год выпуска: версия 2, 2022 год